Гики и Менеджеры
Недавно у нас в компании возник разговор на тему гиков и их особенностей — как образа и в жизни. Он навел меня на забавную аналогию. Взаимоотношения гиков и менеджеров напомнили мне взаимоотношения певцов (музыкантов) и их продюсеров. И певцы и гики отличаются коммуникативными особенностями разной степени, с которыми менеджерам и продюсерам надо работать. А еще — отличаются талантом, который, собственно, и обуславливает стремление менеджеров с ними работать, не смотря на эти особенности. А дальше — понятно, что продюсер (менеджер) делает многокритериальный выбор. Учитывая талант и потенциальную выгоду, учитывая свои накладные расходы, учитывая возможность получения аналогичного результата от менее талантливых, зато менее особенных творческих людей.
Интересно, что в масс-культуре многие менеджеры пошли по пути явного предпочтения исполнителей с почти полным отсутствием таланта, зато покладистых, ибо понимают свою заменяемость. Раскручивают их пиаром и делают свои деньги. Первая аналогичная попытка в мире программистов провалилась — это был unify process и иже с ними, попытка получения гарантированного результата без особого влияния кадров. А вот вторая попытка, на agile-технологиях, похоже рискует оказаться удачной. Тем не менее, наличие таланта и способностей продолжает оставаться важным.
При этом, что интересно, в интересах менеджеров как социальной группы — пествовать такой образ исполнителей (певцов или гиков), который даст им возможность зарабатывать на их труде, поощряя и сохраняя коммуникативные проблемы до такой степени, чтобы соорганизоваться и самостоятельно продюссировать себя они не могли. И пиар-способом гнобить талантливых и вменяемых лиц, которые-таки смогли обойтись без менеджеров — потому что они составляют прямую конкуренцию. Что, впрочем, не исключает альтернативных способов донесения своего результата до людей — через интернет это достаточно просто, только денег там в среднем существенно меньше, хотя отдельные большие успехи безусловно имеются.
Какая-то такая конструкция получается…
А еще — каждый разработчик (как и любой человек) может сам выбирать, в какую сторону ему двигаться, как взаимодействовать с окружающим миром и какие свои стороны развивать. В наш век управления через мемы и масс-культуру самостоятельный и разумный выбор становится более важным, чем раньше, и пока этот тренд будет лишь нарастать.