Как бороться Аналитику с рутиной
Пост написан по мотивам прошедшего сегодня БАЗара на эту тему, но мысли во многом приобрели такую форму после.
Бороться с рутиной, на самом деле — не надо. Ее надо удерживать в заданных границах и это — должно быть естественной частью жизни и работы. В любой работе есть рутинная составляющая и даже люди творческие оценивали ее от 60 до 90 процентов. Есть она и у Аналитиков. В ходе работы рутинная составляющая имеет тенденцию увеличиваться — просто потому, что по мере развития творческие задачи становятся рутинными. На эту тему — надо рефлексировать — и поддерживать долю творчества. Через расширение области деятельности, через знакомство с миром вокруг. Конференции и профессиональные тусовки — средство для этого. Можно книги читать или нехарактерные проекты делать — это кому что нравится.
Однако, на пути к творчеству есть два препятствия. Первое, и, на самом деле — более простое — а кому рутину делать. И вообще как объяснить начальству. В общем, если Вы сразу пошли на работу, где творчество не предполагалось — начальству не объяснить, надо менять работу. А вот если творчество предполагалось — значит начальство в принципе готово. И осталось рутину — с себя скинуть. На помощников, для которых это будет творческой задачей. Тут важный момент: скидывать надо не рутинную составляющую которая была противна с самого начала, а целиком задачу, которая стала рутиной, потому что вы выросли. Да, я не беру ситуацию. когда есть совсем рутинная и хорошо отчуждаемая составляющая труда, типа набивать тексты с бумаги — это выносится на аутсорсинг, и вообще, если аналитика этим занимают — значит ему просто мало платят. А вот если для Вас некоторые задачи были творчеством, а стали рутиной. то для молодых — это будет интересно, задача для них рутиной — не будет. Правда, делать они ее будут хуже и дольше чем Вы — и к этому надо быть готовым. Но без этого нельзя.
Но есть второе препятствие. Дело в том, что расширив область задач Вы из опытного уважаемого аналитика, умеющего решать задачи, в новой области превращаетесь в новичка, авторитет надо зарабатывать заново. Это — психологически тяжело. И далеко не все на это способны. В ИТ эта проблема меньше, чем в других областях, потому что сама отрасль развивается динамично, и новое всегда надо осваивать. Тем не менее, я наблюдал за людьми, которые оказывались в ловушке устаревшей ниши и не имели сил перейти на позицию новичка в новом перспективном направлении даже при наличии возможности. А еще — если в области текущей деятельности перед Вами ставятся понятные задачи, и вообще процесс налажен, то при расширении — это ложится на Ваши плечи. Надо будет искать задачи, область применения своих сил, обосновывать, взаимодействовать, организовывать. И это — тоже непросто. Но без этого — рутина потихоньку заполнит вашу жизнь.