Mind Mapping в бизнес-анализе или как приучить свой мозг к концентрации
(Из ленты BAcademy)
Основное отличие аналитика в продуктовой компании и аналитика в аутсорсинговой компании заключается в разном уровне навыка адаптируемости и скорости внедрения в проекты. Бизнес-аналитики в аутсорсинговой компании часто привлекаются к нескольким проектам одновременно, и совсем необязательно, что эти проекты будут хотя бы в смежных сферах.
Таким образом бизнес-аналитикам приходится держать в голове требования, функционал и задачи по нескольким совершенно разным проектам, что часто становится причиной нарушения логики, роста времени на постоянную необходимость «переключения» между проектами и регулярной потери важных деталей, которые, не смотря на все старания, упускаются из вида даже опытными аналитиками.
Mind Mapping становится катализатором концентрации и способности углубляться в проекты без потери колоссального времени на поиск сопутствующей проекту информации. Для упрощения начального понимания, использование техники Mind Mapping, с помощью которой описываются тезисы из проведенного стратегического анализа и более детальные требования к решению, приводит к сокращению затрат на адаптацию не только бизнес-аналитика, как ключевой фигуры, работающей с требованиями и целями проекта, но и всей команды, включая разработчиков. Модель Mind Mapping хороша тем, что позволяет легко следовать базовой логике – вначале выяснить бизнес-требования, потом детальные требования к решению и только потом думать про возможную архитектуру системы.
Начальный вариант карты больше напоминает некую разновидность «дерева», хотя практика показывает, что чем глубже разложение, тем более рационально выглядит дробление карты на небольшие зоны. Дробление позволяет легче воспринимать карту и ориентироваться в ней. Более того, разным ролям в команде нужны разные уровни mind maps, и дробление позволяет избежать избыточности информации. Ниже приведен хороший пример верхнеуровневой mind map в виде дерева.
На этом примере хорошо видно, что практически любой документ на проекте (план коммуникации, описание фунциональности и другие) можно представить в виде mind map. Очевидно, что такое представление вряд ли когда-то станет официальным и возможным для представления заказчику, все-таки общепринято иметь документацию в текстовом описании. При этом, внутренняя проектная документация для команды в виде mind maps на практике оказывается гораздо более полезным артефактом, чем тонна макулатуры, прочтение которой занимает недели.
Mind maps также являются удобным инструментом для запоминания, фиксирования и анализа информации, что позволяет их использовать на различных совещаниях и work shops. Воспроизведение информации с mind maps гораздо проще и удобнее, чем разрозненные записи, последовательность и взаимосвязь которых сложно вспомнить уже через несколько часов.
Основные принципы построения классических Mind Maps:
- Определить ЦЕЛЬ карты: от цели будут зависеть размеры и детальность карты.
- Выделить главную мысль: главная мысль(объект) ВСЕГДА располагается в центре. Именно от нее(него) расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.
- На ветви должно быть только одно слово: желательно постараться выделить суть и сократить все до одного главного слова, чтобы не перегружать картинку.
- Карта строится по круговому принципу: всю картину должно быть возможно охватить взглядом единовременно.
- Использовать картинки, разноцветные ветви (заранее определить значения цветов), выделение ключевых слов: необходимо максимально избегать монотонности, карта должна привлекать внимание и концентрировать на себе.
- Законченная карта ВСЕГДА продумана, скомпонована, целостна: все элементы находятся на своем месте и логически завершены.
Аспекты, на которые важно обратить внимание при построении качественной Mind Map:
- Вероятность возникновения иллюзии подконтрольности ситуации и общего понимания проблемы, а также отсутствия сложных скрытых взаимосвязей: сложные, комплексные положения вещей упрощаются, а многие детали крайне обобщаются, таким образом создается видимость порядка там, где его и нет. Именно поэтому важно с самого начала определить ЦЕЛЬ, от которой будет зависеть детализация.
- Важно следить за актуальностью визуализации: поскольку при построении часто используется ассоциативное мышление, которое достаточно изменчиво и трансформируется во времени, необходимость актуализации mind maps становится почти регулярной.
- Необходимо следить за уровнем «индивидуальности»: за счет использования ассоциативного мышления при построении, часто случается так, что карту в последствии никто не может прочитать кроме ее составителя или читает некорректно, что еще хуже. Поэтому очень важно следить, чтобы mind map была понятна всему необходимому кругу лиц.
- Дробление и обобщение: при обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка, со множественными делениями, с огромным количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы, поэтому очень важно найти баланс между уровнем карты, детализированностью и полнотой.
Таким образом, визуализация материалов с помощью Mind Maps не только сократит Ваше время на написание линейного текста, но и станет ключом к улучшению восприятия, концентрации и активизации мышления с помощью логично связанных объектов в бизнес-анализе и повседневной жизни.