Помидорная диета для российских непосед. Метод помидора Франческо Чирилло (Francesco Cirillo) в действии

Из ленты: Управление изменениями. Improvement

Как известно уважаемым коллегам (особенно тем, кто с нами не первый год), импрувмент включает в себя Change-Management, Time-management, Lean-management и другие направления менеджмента, касающиеся организации в исходном толковании этого слова. Поэтому не уделить внимания соседям Управления Изменениями на курсе о нём (что на первом, что на втором), было бы странным. Мои курсы — это тем-дайвинги (theme-diving — погружение в практику вопроса), отсюда и ориентация программы на проверенные временем инструменты. Какие-то из них, пережив бум интереса, сегодня пребывают едва ли не в забвении (как, например, QFD — структурирование функции качества из ранней истории Lean Management). Однако от этого их вклад в совершенствование управления не становится меньше, о них стоит говорить, даже если на построение домика качества потребуется дополнительное время. 
Другие инструменты и методы — напротив, просты и наглядны настолько, что к ним периодически возвращаются, осовременивая принцип и украшая его новыми атрибутами. К таким из области Time-management относится «метод помидора». Все мы учились когда-то в школе, где 3-6 уроков длительностью по 45 минут перемежались короткими переменами, а экватор отдавался обеду. Тот же принцип чередования концентрации и расслабления положен в основу помодоротекникс

На фото в начале статьи вы видите кухонный таймер в виде помидора, купленный мною на родине Франческо Чирилло (Francesco Cirillo). Будучи студентом, он заставил себя заниматься перед сессией с помощью такого вот предмета, добился больших успехов, затем применил к ежедневной занятости после учёбы; вдохновленный результатами, сформулировал консалтинговый продукт, написал книгу — всё как обычно. Сегодня вы найдёте немало ссылок по данной теме. Вышла книга Штаффана Нётеберга «Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут». Многочисленные консультанты по личной эффективности тут же пополнили помидорами корзину собственных продуктов. Не обошлось без искажений как в буквах, так и в толкованиях. Нет смысла повторять то, что уже много раз воспроизведено в Сети. Но вот добавить несколько комментариев стоит. Самые интересные из них на мой взгляд принадлежат авторам «писем в редакцию«, то есть тем, кто после курса обещал испытать метод на себе и поделиться наблюдениями.

Синьоры-помидоры

Фото слева сделано в Турине у дома, где жил другой Франческо…. Чирио (Francesco Cirio).
Упоминания о какой-либо «помидорной революции» было бы верными, если бы они относились именно к нему — одному из отцов консервной промышленности Италии. Основанный Cirio в 1836 году бренд жив и сегодня, а не ответить на вопрос «кто первым придумал закатывать помидоры в банки», считается постыдным в обществе итальянских эрудитов.
Как утверждает Векипедия: «Tuttavia Francesco Cirio non volle operare in un’unica direzione, da un serbatoio all’apparenza inesauribile trasse energia per dar vita a nuove attività imprenditoriali«. Неистощимая энергия и коммерческий талант стали основой разноплановой деятельности Francesco Ciria. Каким-то образом он обходился без ERP-системы, сотовой связи и Интернета успевая управлять овощной империей, экспортом яиц, производством табака и рекультивацией Понтийских болот. Из тех открытых источников что стали мне доступны, напрашивается вывод (возможно поспешный), что этот Франческо был типичным САпёром — самоактуализирующейся личностью (им Абрам Маслов посвятил 11-ю главу своей великой книги «Мотивация и личность»). То есть ни в каких тайм-менеджментах, толкателях-пинателях, таймерах и прочем не нуждался. Это я и к тому, что управление результативностью в делах не то же самое, что принуждение к концентрации внимания при обучении.
В своей книге автор Pomodoro подробно рассказывает о рождении метода, о ситуации, которая вынудила такой инструмент искать. Она была и учебной и конкурентной. То есть первому успеху самопринуждения способствовал дополнительный мотиватор — нежелание (страх) снова оказаться отстающим или даже за воротами университета. Как я заметила в письмах курсистов, не получивших такого же быстрого результата, инструмент применялся к текущей ситуации борьбы с ленью… Ну не сдадите вы проект в срок и что? Вас же не выгонят и, возможно, даже не поругают… Инструмент, выброшенный из логической цепи, где он занимает СВОЁ место, работает хуже. То есть в ситуации когда вам нужно сделать 
с помощью какого-то ИНСТРУМЕНТА (метода) КОНКРЕТНОЕ дело к ОПРЕДЕЛЕННОМУ сроку, а иначе СМЕРТЬ,
делает для вас любой часовой механизм инструментом высокой эффективности.

Мы все учились понемногу…

Как происходит обучение. Об этом мы говорили особенно часто в 2011-м и очно с нейролингвистом с Татьяной Владимировной Черниговской (см. в трёх частях в журнале Гильдии). Мыслительные процессы при обучении, систематизации известного и при обобщении знаний протекают по-разному. Плюс у каждого человека свой «наследственный инструмент», плюс ТВОРЧЕСТВОМ не помыкают (чему бы то ни было талантливому дают время родиться), плюс… — всё это заставляет даже в таком казалось бы простом случае, каким на первый взгляд представляется «метод помидора», оставаться трезвым в ожиданиях. И ни в коем случае не расстраиваться от того, что «учил-учил, кило помидоров перевёл, и не выучил». Причин тому может быть очень много.

С усилением информационного натиска, развитием Интернета и ускорением исторического времени учащимся стало всё сложнее концентрироваться на чем-то хотя бы 45 минут. К 80-м годам прошлого века назрел и позже разгорелся медицинский спор, где одни ратовали за то, чтобы призывать Синдром Рассеянного Внимания (СДВГ) болезнью, а другие — пересмотреть представления о нормальном. Так что выбранный автором метода 25-минутный ритм вполне в духе времени.

За сим уступаю слово курсистам и резидентам Гильдии Лидеров Перемен, поделившимся своими наблюдениями и помидорным опытом.

1. «Мне нужно погоняло чаще всего в проектах, когда усталость на каком-то этапе соблазняет отвлечься. Так что я искал что-то о применении метода в PM. Спасибо за шпаргалку. Это то что мне нужно из информации и спец.ПО для телефона.»

2. «Изучил рекомендованный вами первоисточник. Знаете, во что уткнулся? Опять в пункт один, в целеполагание и постановку задачи. И что бы я делал, пропусти занятие про цели 🙂 ? У вас нет случайно примеров, как люди, не умеющие ставить цели и самоозадачиваться крутят помидор. У них есть успехи?»

3. «Стыжусь даже признаться, как я использую будильник (таймер не купила). Я азартная и трудоголик. Могу часов в 10 вечера засесть за работу и в 4 утра заметить, что голова горит, шея отекла, ноги вросли в стул. Так я теперь через 25 минут через_не_могу поднимаюсь и 5 минут курю. На эффективность мою это не влияет, но для здоровья полезно. Парню надо было изобрести помидорометод, чтобы я заметила, что у меня есть будильник».

4. «В предисловии к книге, что Вы нам дали, написанном консультантом, приводится пример, после которого вообще читать не хочется ничего кроме сайта изобретателя. Консультант пишет, что после работы с ним его клиент повесил таймер на входной двери в кабинет и теперь, мол, все знают, через сколько можно будет зайти. И дальше: со временем это стало элементом корпоративной культуры, все обзавелись таймерами… Консультант, что с него взять. Не работал человек в реальной фирме с аськами, не врывался с его рабочий процесс ГД когда тому в голову взбредёт, не влетал финдиректор, которой надо через полчаса быть в налоговой. Какой отдельный кабинет в оупэн-спэйс? Для офисного руководители главный навык — умение быстро соображать, переключаться, но и отбиваться от обезьян, конечно. Кстати, если разобраться с обезьянами, появляются лаги времени и по полчаса в хороший день».

5. «Обычно, когда я говорю коллегам что-нибудь про изменения, то в ответ получаю протест. Это естественно. То же самое касается и эффективности. Я всегда готов к такой реакции. И вот стал я после занятия рассказывать на работе про метод помидора. И что вообще-то нет такого понятия, как «управление временем». Временем еще никто не научился управлять, а вот занятостью во времени — дело другое. Как и вы, называю Time-management «управлением занятостью», убирая «персональной» и «во времени». Что вы думаете? Никто не спорит! Впервые. Сразу все соглашаются. Я много раз проверял. Щедровицкий рулит! Правильное слово всасывается сразу в кровь 🙂 !»

6. «Поощрение отдыхом, которое есть в методике, мне напомнило книгу дрессировщицы Карен Прайор. Помните, вы нам давали на «Оргповедении» такую? Называется «Не рычите на собаку«. Надо еще раз прочитать. Мне в управлении моим персоналом помогло. А таймеры меня бесят просто. Когда что-то тикает рядом, я тупо смотрю на это — когда перестанет? Не могу смотреть даже на таймер микроволновки. Там так наглядно и бесповоротно утекают секунды твоей жизни. Я чувствую время, а если сейчас засяду за дело на 2-3 помидора — сделаю, но качество пострадает. Я могу как в Китае: или хорошо, или быстро, или дёшево. А всё вместе — нет, хоть искупайте меня в гнилых помидорах».

7. «Закон Паркинсона гласит: «Задача занимает все время выделенное для неё». В книге «Законы Паркинсона» бабушка пишет письмо внуку весь день, в то время как внук пишет письмо той же длины и информативности 15 минут. Может в книге было 5, может 20 — не помню. Так вот мои помидоры не салатные, а помельче. Всё равно отвлекусь через 15 минут на 3 минуты, так что я это просто узаконил. Но на эти 15 минут меня ни для кого нет 🙂 «.
8. «Моя жена пришла домой, увидела мои разбросанные после командировки вещи, на пробковой доске приколочен листок со списком:
1) Таймер (желательно в виде помидора)
2) Карандаш.
3) Лист задач на сегодня. (TO-DO Sheet)
4) Лист деятельности. (Activity Inventory Sheet)
5) Лист для записей прогресса.
«Опять с тренинга», — подумала жена. Подняла с пола папку. На обложке:

«Записать задачи которые надо сделать на листе деятельности. Утром записать их в лист в порядке убывания важности.

1) Выбрать первую задачу.
2) Завести таймер на 25 минут.
3) Не отвлекаясь работать пока не зазвонит таймер.
4) Отметить крестиком в списке задачу над которой работал.
5) Сделать короткий перерыв — 5 минут.
6) Через каждые четыре помидора делать перерыв — 15-20 минут.
 

Помидор не делить; если задача длиннее чем 5-7 помидоров разбить её на несколько задач, если короче — объединить ее с другой мелкой задачей. Не использовать помидоры для организации отдыха.»
Но для организации ужина, можно наверное использовать, — подумала жена и приготовила мои любимые фрикадельки в томатном соусе. И весь вечер меня терзала об этом помидорометоде. А потом неделю была то пицца, то спагетти болоньезе, то еще чего-нибудь с помидорами. Хорошо, конечно, но в меру лучше. Вот я записи с курса по орг.поведению не разбрасывал, так в доме тишь и лад, а теперь, чуть что: «Тебе помидор завестииии?!!» Будьте осторожны, мужики!»

Источник