Осторожно — манипуляции или "Ты же профессионал — ты все должен понимать"
(Из ленты Качество Вызывает Уважение)
Бывают ситуации, когда чувствуешь, но не можешь с 100% уверенностью сказать, что тебя «разводят». На что разводят — не понятно, но когда развели, уже, вроде бы, ты сам принял решение, сказал — когда это сделаешь и отказываться становится неудобно и стыдно.
Людям постоянно нужна помощь других людей, и не всегда люди готовы прямо об этом попросить. Люди склонны все усложнять. Подобное ты-сам-принял-решение поведение называется манипуляцией. Те кто такие действия делают, как правило, отрицают скрытый смысл и поддекст и называют свое поведение «я только его подталкивал в правильном направлении».
Данная заметка — плод наблюдений, дум, тренингов и практики. Небольшая мешанина конспекта и мыслей. Надеюсь, что мешанина поможет привести читателю свою систему идей о манипуляциях в порядок.
Коллега рассказывал про своего менеджера, который грудью ложился, но не допускал общения с иностранными заказчиками. Формулировка была — вы плохо общаетесь на английском. Все через него — все через менеджера. В какой то момент заказчики начали настаивать на командировках представителей команды. И вот там — заграницей, команда узнала, что все достижения (новые фичи, новые архитектурные решения) менеджер приписывал себе, все дефекты на проде — отдельным нелюбимым представителям команды. Команда в течение года разбрелась по другим проектам.
Тщеславие
Алчность
Страх
Что является вторым звоночком? Что еще вам поможет понять, что вами манипулируют? То — как с вами ведут беседу. Как на вас давят, как вас выталкивают из левого полушария.
Плотный контакт — на вас давят эмоциями, чем плотнее контакт, тем сложнее рассуждать.
Быстрота и натиск — вам не дают задуматься, происходит давление времени или инстинкт некогда объяснять.
Кроме этого есть небольшой арсенал дополнительных инструментов, которые манипулятору помогают добиться желаемого.
Например, вам дарят подарок. В самом начале — вам делают подарок, и в ответ вы непроизвольно можете захотеть отблагодарить и своего оппонента. А оппонент даже знает как.
Или с вами говорит приятный человек, красивая девушка (если вы парень) или красивый парень (если вы девушка). Вам приятно делать разговор с этим собеседником и приятно делать ему приятное.
Еще вас просят о малом несколько раз. Раза два-три. Потом просят о большем. И вроде бы грань между ничем и сразу большем — большая. Но грань между малым и большим — гораздо меньше. И остановится говорить «да» — сложнее.
Очень интересны такие инструменты. Лучше о них читать в профессиональном виде, например в книге «Психология Влияния» Роберта Чалдини.
Результат действий манипулятора, всех этих звоночков, добиться одного — навести конфузионный транс (это когда много, непонятно, играют эмоции и не играет логика) и подвести вас к тому, что необходимо сделать нечто, ровно потому, что обсуждать это уже даже не стоит, это просто нужно сделать.
Если вам дарят подарок, подарите в ответ что-то, не то — что попросит добрый самаритянин, но ваш небольшой ответный подарок, выбранный самим.
Просить повторить историю, почему вам нужно делать нечто еще раз. Манипуляторам придумавшим ситуацию сложно соврать (повторить) несколько раз одно и то же.
Взять паузу подумать. «Некогда объяснять — нужно отдать сыр» — это формулировка оппонента — не ваша. Всегда должна быть причина. Почему? — главный инструмент защиты и активного нападения. На тренинге по управлению конфликтными ситуациями учили задавать вопросы — «Что вы на самом деле хотите? Что вам на самом деле нужно?«
На одном из тренингов у команд было задание — заставить человека подписать пустой лист. Это была Игра с большой буквы. Я никогда не видел среди аутишнегов такого артистизма и манипулизма.
Ситуация простая — входит человек и нужно его заставить подписать пустой лист.
Одна команда когда подошел человек просто выпрыгивала из штанов, что бы сделать человеку удобно — ему подали стул. Не просто подали, метнулись кобанчиком, передали через стол, спросили — удобно ли. Человек был тронут, ему сделали еще какой то незначительный комплимент, а потом просто попросили под надуманным предлогом расписаться.
В нашей команде была легенда — человек пришел на собеседование, и мы проводим тесты не вопросами, но каллиграфией. Первое задание — написать текст под диктовку. Второе — нарисовать дом, себя и дерево. Мы всячески «убеждались» вслух, что человек прекрасен и достоин гораздо большего, чем он имеет сейчас и мы имеем такую должность которую он заслуживает, у человека, судя по картинке, есть неограниченный потенциал! Третье задание (первые два «да» — мы получили) было поставить свою роспись, чтобы мы могли «отдать это специалистам».
Некогда объяснять — просто подпишитесь под пустым листом бумаги, и мы вам, обязательно, позвоним.
Топ профессиональных манипуляций практикующего менеджера, который все должен понимать
У меня есть небольшой списочек — топ профессиональных «мотиваторов», которыми меня пытались, пытаются и, наверное, буду пытать развести на то, что хочется оппоненту:
Я уже описывал случай «Олег, ну, ты же все понимаешь» — про манипуляции длиной в три года. Это вопиющий пример манипуляций менеджмента. Коренные причины у каждого директора-руководителя были свои, но результат был на лице подчиненного.
Я часто вижу на работе примеры профессиональных манипуляций непрофессиональными манипуляторами. Это очень режет глаз. Настолько, что хочется кричать Станиславским. И очень обидно, когда из-за непрофессиональных манипуляторов-руководителей покидают проекты и компании нужные люди.
Начинать нужно с себя. С некоторых пор я перестал использовать фразу «Ты же понимаешь, что» и стараюсь использовать «Я правильно понимаю, что» и «Я слышу, что…». А если хочется инициативы от оппонента, то появляются «Какие есть опции?».
Не все манипуляции одинаково полезны. Люди говорят и про гандонов деляется сплетнями в первую очередь.
Удачной конструктивной недели.
Источник: Осторожно — манипуляции или "Ты же профессионал — ты все должен понимать"