Почему малый бизнес не станет двигателем экономики России
Из ленты: Частное мнение
Интересные цифры: в Европе и Америке доля занятости населения в малом бизнесе составляет до 50%, а в России далеко не дотягивает до этого процента. И это несмотря на то, что казалось бы государство делает все возможное, чтобы не “кошмарить” бизнес, а даже помогать малым предприятиям, дает гранты, открывает технопарки и все это происходит уже лет десять, а ситуация
никак не меняется. Нет у нас в стране малого бизнеса и все тут. Конечно, его не то что бы нет совсем, все-таки около 20% ВВП России. И несмотря на все усилия государства эта цифра никак не меняется в большую сторону. Почему все так плохо?
Есть большие подозрения, что эти 20% практически верхняя планка возможного в России. Подозрение же основывается на том, что экономические стимулы от власти – это вторичная мотивация, первичен же дух предпринимательства, желание организовывать компании и запускать бизнес. Не то чтобы было желание зарабатывать много денег, как раз это не самый главный мотив. А главный мотив – это создать нечто свое, суметь создать и запустить в работу такую структуру, которая бы на основе ресурсов (человеческих и производственных) производила бы финансовый результат и причем в дальнейшем уже без вкладывания больших усилий со стороны учредителя.
Но насчет предпринимательской жилки – это как таз то, что у большинства наших граждан отсутствует напрочь. Вот сидеть бы на печи, а “сани ступайте-ка в лес сами”, как говорится в известной сказке. Очень многие наши граждане не могут организовать даже самих себя и над ними должен стоять Карабас-Барабас с плеткой, тогда они будут работать. Зачем какой-то там собственный бизнес лучше уж теплое местечко в виде гослужбы или найм в коммерческие организации. А те, у кого есть хоть какая-то тяга к бизнесу, начинают и быстро (в течение нескольких лет) понимают, что в России малым бизнесом заниматься практически невозможно. Конечно, можно построить производство, но выйти на достаточный даже для самоокупаемости уровень продаж – это получается где-то у одного из ста. (Это те, кто приобрел полезные связи еще до открытия бизнеса). Из малого бизнеса нужно уходить как можно быстрее, либо прыгать в средний, либо уходить. Большие бизнес-игроки просто не подпускают малый бизнес к рынку.
К примеру, если фермер с улицы вдруг захочет поставлять продукцию в сеть магазинов типа Ашан, то столкнется с интересным феноменом. Для начала фермер должен будет купить “билет в бизнес-класс” – заплатить довольно большие деньги только за то, чтобы его продукция была бы выставлена на полки магазина. А уж будет она продаваться или сгниет – магазину все равно, не слишком он в этом заинтересован.
Ну да ладно, можно найти разные ниши, к примеру как-то слушал Александра Левитаса (это тот, кто дает советы как раз малому бизнесу – этим и живет), который рассказывал про фермера, который продавал своих бройлеров прямо с колес. В смысле, только у него подрастала поросль, он грузил их в клетки и вез в чеченскую диаспору, которая скупала все прямо из машины, и просила привозить еще. Оказалось, что в отличие от свиней, которые считаются нечистыми животными и есть их мусульманам нельзя, тех же кур есть можно, если выращены, подготовлены и забиты специальным образом. Это называется халяльное мясо. Поэтому, если курица еще живая, то ее можно самим приготовить с необходимыми процедурами, а если уже лежит синим трупиком на прилавке магазина, то это уже не халяль (если магазин не специализированный и не провел все необходимые процедуры, о чем должен быть соответствующий сертификат) но таких магазинов в нашей полосе не так уж и много, ниша у нас не слишком большая и интересная для крупных хозяйств, разве что для малого бизнеса.
При этом в целом фермерские хозяйства у нас малорентабельны, если не сказать больше. Денег среднестатистическому фермеру хватает разве что себя прокормить, если повезет, а если не повезет, то таких примеров масса, я уже писал здесь. Меня всегда удивляло, почему в той же Турции выращивать овощи выгодно, а у нас фермеры еле сводят концы с концами. И мяса зарубежного у нас больше, чем выращенного на наших просторах. И ведь выгоднее из той же Бразилии привезти сюда замороженного свина, чем купить их здесь же у какого-нибудь фермера.
Оказывается есть на то объективные причины. Во-первых, там за рубежом тоже сельское хозяйство даже если слегка убыточно, то государство помогает частично финансируя работы, делая его (хозяйство) выгодным для фермеров и этим еще поддерживает свою экономику, при этом вложенные деньги отбиваются на экспорте полученной продукции в ту же Россию. При этом у нас все-таки себестоимость сельхоз. продукции изначально больше, климат совсем не бразильский и наши свинки зимой нуждаются в тепле и заботе значительно более дорогом, чем в южно-американских широтах.
Вторая причина – в курсе доллара. Получается, что курс доллара таков, что выгоднее привезти из-за рубежа сельхоз. продукцию, чем растить ее здесь. Не работает поговорка “за морем телушка-полушка, да перевоз – рупь.” Вот и разоряются фермеры, которые думают, что вырастить свиней, коров или цыплят – это главное. Нет, главное их потом продать, и еще и с прибылью, чтобы умудриться отдать взятые под бизнес кредиты.
А государству что? Зачем ему фермеры, да и производство свое? Если продав нефть за доллары, можно купить на эти доллары в полтора-два раза больше продукции за рубежом, чем в России. Как можно с такой стоимостью нефти и курсом доллара конкурировать в производстве с тем же Китаем, а в сельском хозяйстве с той же Бразилией. Если государство не поддерживает производителя, то этого производителя и не будет, согласно закона рыночной экономики. Есть “критическая масса” бизнеса, пока ее не достигли – бизнес неустойчив и может рухнуть в любой момент от малейшего потрясения. И сдается мне, что критической массы не хватает у большей части малого бизнеса, а посему живет новый бизнес года эдак три, а затем закрывается, а на смену ему приходит следующий желающий “работать на себя, а не на дядю”. И все в малом бизнесе повторяется сначала.
А что государство? Неужели совсем не помогает. Помогает. Есть отличные примеры поддержки малых предприятий. Так периодически от государства можно получить гранты на развитие
производства. Реальный пример в одной из областей для подачи заявки необходимо было предоставить бизнес-план и какую-то материальную базу, при её наличии. Один из знакомых земляков решил задачу просто — одолжил у соседа на день корову, скачал из интернета готовый бизнес-план и, показав всё это комиссии, получил свой грант. Корову на следующий день вернул соседу, а проверке через год сказал, что сдохла. Всё просто, тоже ведь своего рода предпринимательство. И он такой не один… Только ведь сельское хозяйство от такой поддержки ничуть не развивается. Тот же распил бюджета получается.
И еще из субъективных причин: предпринимательство в западном стиле у нас так толком и не прижилось. И не только потому что наша экономика не индустриальная, а нефтяная, которой не нужны ни малый бизнес, ни предпринимательство. А скорее потому что деловые отношения в России привыкли вести совсем не по западному. У нас далеко не все измеряется деньгами, да и протестантская трудовая этика в нашей стране не слишком популярна.
Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.
Неспособность русских вести бизнес на западный манер, давно преподносится как факт в западных бизнес школах. Поэтому скопировать западные рецепты бизнеса в России не получается ни у каких западных бизнес- консультантов. Помним, что Генри Форд собрал свой первый автомобиль в гараже и так начал свою блестящую карьеру, став образцом для подражания, а у нас даже мультимиллиардер который, кстати, сделал свои миллиарды совсем не в бизнесе, на приватизации государственной собственности. Этот известный вам человек, обладающий всеми связями, средствами, возможностями и неплохой идеей, так и не смог наладить серийный выпуск своего Ё-мобиля. При том, что в наших гаражах умельцы собирают штучные экземпляры таких агрегатов, что Форду и не снились, но то не для бизнеса, а для души. Русский человек не любит работать на кого-то. Для себя, для друзей может сделать такие вещи, которые никогда не будет делать для проклятого “кровопивца” работодателя.
Вспомним русские поговорки, которые, никогда не смогли бы зародиться, скажем в Германии. “От работы кони дохнут.” “Всех дел не переделаешь”. “Где бы ни работать, лишь бы не работать! “Всех денег не заработаешь”. “От работы не будешь ты богат, а будешь ты горбат!” так что еще одной и не последней проблемой бизнеса в России всегда был поиск людей способных работать, даже не то чтобы хорошо работать, а работать вообще, то есть выполнять то, что требуется бизнесу ладно хотя бы пятьдесят процентов рабочего времени. И даже семьдесят лет социализма не не смогли привить россиянам любовь к труду из серии “на работу как на праздник”. По данным 2007 года средняя производительность труда в России составляла 26% от производительности труда в США. Так что исходя из этих объективных и субъективных соображений, можно заключить, что если государство не предпримет кардинальных шагов по помощи малому бизнесу и интенсивному развитию экономики, что в текущих условиях уже становится просто необходимым, то малый бизнес так и не станет двигателем экономики России.
Источник: Почему малый бизнес не станет двигателем экономики России