Классификация требований. Часть 1. В общем о главном.

Опытные аналитики в последнее время начали говорить, что старые методы работы с требованиями уже не применимы и то, о чем Вигерс говорил 20 лет назад про требования уже не в полной мере работает и нужно некоторые моменты пересматривать. Безусловно, в этом есть рациональное зерно и нужно двигаться вперед, но очень аккуратно, т.к. много полезного наработано и просто нужно уметь это применять.

Один из таких рудементов прошлого — это классификация требований по Вигерсу:
Классификация требований по Вигерсу 1
Классификация требований по Вигерсу 2

Есть также и другие классификации. Частично сравнение можно найти у Юрия Булуя в презентации:
http://www.uml2.ru/books/func-startdown/135/
И даже недавнее предложение Дениса Бескова представить классификацию по новой:
http://www.facebook.com/photo.php?fbid=10151692860420828&set=o.517711938247584&type=1&theater

Но вернемся к Вигерсу…
Чем мне всегда нравилась его классификация — это определение 3ех уровней требований и 2ух типов требований. И эти уровни и типы реально существуют!

Но в чем проблемы классификации Вигерса: не совсем понятные кружочки — что они означают и что там должно быть. На уровне бизнес-требований нет нефункциональных требований? И совсем окончательно путают дважды функциональные требования внизу слева.

И так. Я утверждаю, что действительно есть:
1. три уровня требований:
* бизнес (БТ) — описывают, зачем мы разрабатываем Систему: для кого мы создаем Систему, каковы их основные потребности, решаемые проблемы и цели создания Системы, основные фичи Системы и бизнес-ограничения.
* пользовательские (ПТ) — описывают пользователей Системы и их работу с ней, а также бизнес-правила.
* системные (СТ) — описывают, что должна и не должна делать Система, требования к данным, интерфейсам и системные ограничения.
2. два типа требований на каждом уровне:
* функциональные (ФТ) — описывают требования к поведению Системы.
* нефункциональные (НФТ) — описывают атрибуты качества Системы, статические данные или другие ограничения.

Я бы нарисовал это так:
Классификация требований Байкин

Данный рисунок еще подчеркивает, что бизнес-требований бывает меньше, чем пользовательских, а те в свою очередь меньше системных.
Единственное, что не понял, как лучше нарисовать, — это разницу в масштабе ФТ и НФТ. Как правило, ФТ на много больше, чем НФТ, но про последние ни в коем случае не нужно забывать.

Далее я подробнее распишу, что я понимаю под каждым уровнем и типом требований, приведу примеры, а также напишу про то, в каких документах эти требования должны быть.

З.Ы. Мне важно ваше мнение по этой статье с двух точек зрения: актуален ли данный вопрос для вас и согласны ли вы с моими предложениями? Если не согласны, то пишите свое видение.

Добавить комментарий