Есть ли требования за пределами IT?
Спасибо большое Ирине за публикацию интервью о конференции RE10. Возможно, именно это подвигло меня на то, чтобы писать от первого лица. Начну с размышления по следам RE10. Как уже было озвучено, конференция посвящена требованиям вне вопросов предметной области, и меня поразило то, насколько широко за рубежом применяются методики работы с требованиями.
Где в настоящее время в России работают с требованиями кроме IT? По крайней мере, если не считать стандартов, сертификатов соответствия и прочих внешних предписывающих документов? Запрос по словам «управление требованиями» возвращает только статьи, так или иначе связанные с программным обеспечением. И все.
И это похоже на правду, потому что некоторые повседневные примеры из жизни наводят на ту же мысль.
Как-то у меня на даче завелись кроты. Десятки неопрятных кучек на любимой клумбе. Рынок средств борьбы с кротами предлагает капканы, отпугивающие химикаты и электронные устройства. Капканы отпадали сразу, т.к. на полноценную охоту, ни сил ни времени. Каково же было мое изумление, когда я прочитала инструкцию к химикату:
Между имеющимися на участке соседними кротовинами (выбросами земли) сделать вертикальные вырезы до глубины хода. В вырез заложить по 5-7 г (1-2 столовые ложки) в каждую сторону хода слегка смоченные водой гранулы препарата. Сверху вырез закрыть дощечкой (или картонкой) и засыпать землей, пометить место внесения препарата. Через 2-3 дня проверить наличие его в норе. Если гранулы засыпаны землей или выброшены кротом из норы, следует расчистить ее и внести новую порцию. Обработку производить по мере необходимости.
Естественно, я купила электронные отпугиватели. Но кто изобрел этот сценарий и как он себе представлял реализацию?! Собирают ли производители обратную связь о своем препарате и как они с ней работают?
Однажды в одной компании завелись методологи (процесс-менеджеры). Десяток высокооплачиваемых сотрудников, которые должны использовать свой опыт для оптимизации работы остальных. Не скажу за всех специалистов, но с чем столкнулась я, было предписанием, в котором не было ни четких целей деятельности, ни условий, при которых эта деятельность осмысленна, ни альтернативных сценариев для необычных ситуаций. Создавалось впечатление, что создатели попросту не владеют ни одним из инструментов или техник анализа. Кого рассматривали авторы в качестве источника требований к выпускаемому продукту — себя, начальство, которому они сдавали документы, или сотрудников, которым по этим документам работать? И каковы последствия следования такому предписанию (хотя это уже совсем другая история)?
Ну и конечно же все стояли в пробках. Вопрос дорожного строительства — задача непростая. В ней задействованы тысячи инженеров по всей стране, существуют нормы, предписания, стандарты — в общем требования есть. Но как эти требования развиваются и как учитывают потребности потребителей? Ведь пробки — это ничто иное, как потребность, превосходящая предложение. Кто-то изучает, анализирует эту потребность? Управляет ею? Актуализирует на ее основе требования?
У меня нет пока ответов. Есть только вопросы и их становится все больше. По каким же правилам строится работа с требованиями и потребностями потребителей в отраслях помимо IT? Есть ли там вообще такая работа и как там принято называть ее и специалистов, в ней задействованных? На конференции работу с требованиями называли инженерией требований. В IT эта работа часто прячется под должностью аналитика. По каким же ключевым словам искать родственные специальности в других отраслях? Ведь мы могли бы многому научить друг друга.
На конференции я слышала, что мировая инженерия требований насчитывает около 30 лет. 30 лет осознанной работы с требованиями в различных отраслях, 30 лет постоянного усовершенствования выпускаемой продукции в соответствии с потребностями и учетом удачно принятых ранее решений и совершенных ошибок. Даже видя этот опыт, этот путь быстро не пройти. Просто потому что это должно войти в привычку и стать частью работы не только специалистов по работе с требованиями, но и всей производственной линии. Но надо когда-нибудь начинать.