Ну, в общем, да. Я полагаю, что трудно, но принципиально это возможно.
Вы не могли бы попытаться сформулировать какие именно трудности Вас ожидают при попытке создать хорошую систему при отсутствии внятного Заказчика?
Насколько общим является ваше утверждение о возможности создания такой системы?
1. Относится ли оно преимущественно к системам для которых знание специфики
конкретной предметной области не очень существенно (типа операционных систем)?
2. Или Вы полагаете, что, например, можно создать хорошую ERP-систему честно отрабатывая изменяющиеся требования Заказчика в процессе реализации проекта и не будучи до конца уверенными, что Вы его правильно пониматете из-за его косноязычия?
И в изменчивости позиции ничего криминального, в общем, нет. Вам разве не приходилось никогда в жизни понимать, что то, в чем вы были так уверены когда-то, на самом деле было ошибкой?
Не стоит так расширять контекст начального обсуждения. Речь шла не об ошибках, а об ответственности человека за его обязательства перед другими людьми. Составлено ТЗ, Заказчик его утвердил,
взял на себя юридически значимые обязательства, Исполнители вложили деньги в проект, идет разработка, а Заказчик вдруг заявляет: "Я передумал. Так делать не будем. Я типа ошибся".
Существенно, каким именно образом стороны выходят из ситуации, когда нужно вносить изменения в ТЗ. Во всяком случае недопустимо, чтобы Заказчик принимал решение сам о праыке ТЗ как он хочет и когда хочет, да еще если такое положение просачиватся в условия договора. А если Заказчик действует вопреки условиям договора можно ли не считать его действия криминалом?
С этой позицией я бы не согласился. Задача аналитика не сводится к тому, чтобы быть ходячим диктофоном. Надо информацию не только записывать, но и анализировать. Например, "конкретный заказчик" может считать правильным что-то, что противоречит законодательству (при этом он может считать тех, кто этот закон разрабатывал, недоумками, не знающими жизни, ну и т.п.). Разве это будет достаточным основанием делать систему, которая нарушает требования законодательства?!
Мое утверждение, с которым Вы не согласились, не случайно начиналось словами "если Вы формулируете требования, которые должны быть качественными с точки зрения Заказчика". Можно попытаться сконструировать "групповой критерий" правильности: "Правильно то, с чем согласны и Заказчик и Исполнитель". Но надо быть готовым, что при таком критерии "правильное ТЗ" достижимо не всегда. Не достигли консенсуса - проект прекращается, Заказчик и Исполнитель разбегаются в разные стороны.
Кроме того, Вы ранее писали - "Все-таки правильнее, на мой взгляд, сначала самим убедиться, что требования, которые мы сделали, - качественные". Если исходить из "группового критерия", не могли бы Вы уточнить - проблема в том, что
1. Вы затрудняетесь сформулировать (в части "...убедиться") , что является правильным
с Вашей (Исполнителя) точки зрения для данного проекта?
2. Или в том, что Вы выдвигаете требования (строго соответствия законодательству), с которыми Заказчик заведомо не согласится?
А если требования, которые выдвигает "конкретный заказчик 1" противоречат требованиям, которые выдвигает "конкретный заказчик 2", то что? Соответствие чьим словам будет тогда критерием качества?..
Это большая беда. У проекта должен быть один Заказчик. Процесс "приведения к общему знаменателю" подчиненных Заказчика происходит в любом проекте и не всегда с привлечением Большого Начальника Заказчика. Но если Вы хотите иметь гарантированный результат в проекте, в который Вы вкладываете деньги, у Заказчика должен быть один Большой Начальник. Он нужен, по крайней мере, для принятия решений, когда возможности компромисса между его подчиненными исчерпаны. Принцип единоначалия, сформулированный Файолем еще в 19 веке, никому отменить пока не удалось.