Работа продолжается, однако я стою перед дилеммой:
1. обеспечить выполнение всеми студентами примерно одинаковой задачи
2. обеспечить индивидуальность работы в парах.
Проблемная ситуация вообщем была всегда, что и заставляла меня постоянно видоизменять порядок выполнения практических заданий.
В чем же проблема.
Итак минимальной самостоятельной единицей можно считать пару студентов. Пара - это те студенты, которые сидят за одним компьютером. Аппологеты моделирования (в частности Рамбо) советуют обучение моделированию в парах. Одному человеку сложнее обучаться моделированию, нужен партнер для дискуссии.
Всего у нас 16 компьютеров, и в пределе 16 пар студентов. Реально пар поменьше обычно 13-14. Если еще разделим по подгруппа, то на каждого преподавателя приходится 6-7 пар.
Ранее я старался выдавать каждой паре индивидуальное задание, т.е. разные предметные области. Результат в общем неутешительный: преподаватель в мыле, студенты окучиваются неравномерно, одно и тоже приходится объяснять каждой паре, т.к. разные предметные области.
Можно было бы, конечно, дать некое единое задание, одну предметную область и по возможности несложную. Однако тут другая загвоздка: несколько студентов выполняют задание самостоятельно и стремятся это делать, остальные ждут, когда сделают авторитеты, списывают, результат неутешительный. Для большинства нет никакого явного стимула (даже угрозы плохой ошибки) + постоянные конфликты, почему мне поставили ниже, если у меня все также, кому вы поставили хорошую оценку.
Решили сделать так - укрупнить задачи. Фактически дать одну задачу, но с вариауиями предметных областей. В нашем случае - это некая торговая сеть магазинов с разным уклоном: книги, видео, стройматериалы, продукты. В каждой области есть нюансы, которые позволяют ограничить прямое передирание, а соотвественно дифферинцировать оценку и вклад каждой группы.
При этом все студенты делятся на 4 крупные группировки по 6-8 человек. Первая серия занятий построена на постоянном коллективном обсуждении выполнении заданий. В целом эта серия свою задачу выполняет. Хотя естественно в группе выделяются лидеры или те, кто вносит серьезный вклад и не кто сидят и ждут у моря погоды.
Так как задания пердусматривают и прототипирование, можно было бы ожидать, что сегодняшние филоны будут активны на стадии прототипирования - может быть конечно, но прогнозы тут не утешительны. Кроме того, то начальное задание слишком велико для решения, пусть даже частичного.
Потому я избрал такую тактику. После формирование общего контекста задачи, студентам каждой группировки (бригады) предлагается разбиться по парам и в рамках этой пары моделировать некий отдельный, обозримый процесс, либо использовать упрощение процесса.
Я позволил студентам самим определится с процессом на моделирования и попал в собственную ловушку, т.е. пришел к начальной проблеме, когда все делают разные задачи, хотя и в рамках одного задания.
Исходная цель была - дать возможность студентам потренироваться в поиске проблемы и целеполагании. Т.е. не хотелось спускать цель сверху от себя.
Сейчас вижу, что наверное сделал это напрасно.
Хотелось бы
1. сохранить коллективность обсуждения при индивидуальности работы
2. сократить до минимума количество разрабатываемых тем, чтобы была возможность оперативного управления разработками студентов
Что мне думается:
1. сформулировать максимум 4-6 целей или проблемных ситуаций
2. в каждой бригаде цели, проблемные ситуации должны быть сцеплены
3. вариации целей должны быть минимальны, а порой схожы в каждой бригаде, что позволит например обсуждать 1 проблему сразу представителями 4 бригад (1 пара от каждой бригады)
Какие идеи для реализации:
рассмотрим пример.
Одна пара взялась рассматривать процесс снабжения торговой сети. естественно под снабжением можно понимать и обеспечение товарами на продажу, и обеспечение сырьем и материалами производства (например салатов), обеспечение оборудованием, расходными материалами и т.п. Вылезаю вопросы формирования заказов, работы с поставщиками, доставка, складирование, инвентаризация и т.п. Все это довольно объемно и сложно для одной пары и в рамках ограниченного количества часов. Требуется естественно сузить задачу. Можно к примеру ограничиться только обеспечением товаров на продажу. Однако в чем тут проблема, как сделать шаг от бизнес задачи к поиску решения с помощью ИТ?
Поработав с одной парой почти ползанятия пришли к такой постановке. Как может возникнуть проблема? Начнем с того, у кого она может возникнуть. Предложили такую ситуацию:
начальнику отдела снабжения требуется организовать оптимальное распределение и бесперебойное обеспечение магазинов товарами на продажу. Пусть есть три магазина, сколько товаров надо поставить каждому из них и с какой периодичностью? Что будет в этом случае критериями? показателями правильности или не правильности?
Предположим решили, что на основании некоего опыта каждому магазину делаем поставку раз в неделю Х товаров. А что будет, если в каком-то из них покупательский бум. и при этом на складе уже нет товара, нужно перемистить из магазина в котором есть избыток, а продажи вялые. А как узнать об этом?
начальник звонить в Y магазин и спрашивает: "Сколько у вас там осталось". Насколько оперативно при современном ведение дела это можно узнать?
Предполагаем что это и есть проблема: озвучиваем ее:
начальнику отдела снабжения недостаточно оперативной информации для принятия быстрых оптимальных и эффективных решений по распределению товаров
ошибка в распределениитоваров вылетает в копеечку, т.к. приходится перевозить товары с места на место
упущенная выгода, когда покупатель ушел без покупки
это не позволяет обечспечить нашу стратегию - покупатель всегда может быстро приобрести то, что ему нужно
Что нужно для решения проблемы:
1. оперативная информация о продажах в магазинах
2. возможность отслеживания динамики продаж вплоть до режима реального времени
3. точно и своевременно знать общее количество остатков товара во всех магазинах и на складе
4. прогнозировать потребности в товарах
Как мы видим решение проблемы требует
организации грамотного и досточно простого учета продаж и главное быстрого доступа и получения этой информации
быстрое получение информации по остаткам в магазинах и на складе
быстрое формирование заказов на поставку от поставщиков, информацию о разных поставщиках, объемах которые они могут поставить, сроках и т.п.
Ясно что задачу можно распределить внутри бригады:
1 пара обеспечивает учет продаж и состояние непроданного товара в магазинах
2 пара может обеспечить учет поступлений товаров на склад
3 пара изучение потребностей в товарах, распределение товаров по магазинам и заказы к поставщикам
Прошу судить и не жаловать. Прошу высказывать идеи и предложения. Прошу рекомендовать цели, задачи. что есть наиболее ценно....
Искренне ваш сумасшедший доцент