Форум Сообщества Аналитиков

×


Курс "Корпоративные информационные системы"(Прочитано 51089 раз)
Коллеги, друзья, гости!

Я преподаю сию дисциплину уже 5 лет. В начале даже не представлял о чем говорить. Постепенно сложилась некоторая программа: разделил курс на части корпоративная компьютерная инфраструктура и функциональные подсистемы.
ГОс говорит следующее:
Цитировать
Структура корпораций и предприятий; архитектура корпоративных информационных систем (КИС); КИС для автоматизированного управления; КИС для административного управления; информационные технологии управления корпорацией; выбор аппаратно программной платформы; транспортные подсистемы; построение локальных и глобальных связей. Сетевой уровень как средство объединения локальных и глобальных компонентов; межсетевое взаимодействие; межсетевые протоколы; интеллектуальные компоненты; мобильные компоненты; сетевые приложения. Административное управление КИС; технологии ATM, map/top и интранет; моделирование и проектирование КИС; программирование в КИС; примеры КИС.

Примерная программа здесь/ Не уверен только работает ли ссылка.

Реально преподаю в таком духе: понятие управления. цикл управления. оргструктура. виды производств и их потребности
классификация КИС, понятие MRP, проектирование КИС и отличие от проектирования ИС, представители.

Но в свете обсуждений на форуме чувствую нужно что-то поменять сделать курс солиднее и значимее.
Были советы читать проектирования, но параллельно моему курсу идет как раз проектирование ИС.
В общем хотелось бы посоветоваться со всеми, услышать пожелания и рекомендации, идеи и советы...



Никого тема не заинтересовала, и очень жаль. Оставляете преподавателя наедине с предметом, а потом жалуетеся, чему это студентов в университетах учат. Так вот тому и учат, что сами преподаватели понимают. Я еще пытаюсь найти какие-то варианты, осмыслить, а что нужно в реальной практике по такому предмету. А другие - ну нашли более или менее забавную книжку типа Титоренко "Информационные технологии в управлении (или управления)". И читают студентам некий правдоподобный бред.
Ау, светлые головы, где вы?



Я отвечу в своем духе... Вероятно, не до конца понятна постановка проблемы.
Я бы хотел, чтобы ты ответил в стиле Толстого Л.Н., и побольше:-)

Цитировать
Что ты хочешь спросить: что будет полезно судентам знать о КИС или что-то еще?
Нет, я хочу спросить, что Вы  (как практикующие) считаете, что будет полезно знать студентам о КИС.

Цитировать
Я посмотрел программу курса.
Я тут полагаю, что ГОС и моя программа - это то, что у меня есть, с чего мне пришлось начать. Но я полагаю, что это не совсем то, что нужно. Потому на мой взгляд, нужно абстрагироваться от того, что я написал или ГОС говорит.

Цитировать
На мой взгляд просится разделение на два больших раздела
- Принципы построение ИТ инфраструктуры предприятия. Сюда свалить те решения, которые сегодня являются базовыми: сети, интернет, почтовые сервера, корпоративные антивирусы, понятие домена и прав доступа, сервера РСУБД, веб-сервера, фильтры, шлюзы, маршрутизаторы и прочие компоненты инфраструктуры - все то, с чем имеет дело системный администратор.
Ну именно так у меня курс и построен пока. Правда я совершенно не понимаю, зачем я все это им читаю? Поясню. Есть у них на том же 4 курсе, только семестром раньше, очень большой курс - Информационные сети, где как раз рассказывается вся инфраструктура, ну без ориентации только на серверное оборудование и ПО. Далее есть у них в том же семестре, что и информационные сети, предмет Администрирование ИСистем. Сюда по программе им читают там все те понятия домена, прав доступа и бла бла бла.
Получается, что я должен читать что-то совершенно на другом уровне. В течение 5 лет - это и произошло. Фактически я посвящаю несколько лекций техническому и программному оснащению современных ИС на предприятии: сетевые технологии, оборудование, принципы организации инфраструктуры, СКС,  системное и прикладное ПО, антивирусная защита, вопросы надежности и безопасности (но очень кратко ибо, есть у них предмет Надежность ИС, и есть предмет Защита информации). Поэтому я считаю, полагаю, или даже убежден, что в данном случае нужно читать некие шаблонные решения интеграции: организация офиса, организация фронтофиса, организация хэдофиса, удаленные соединения, VPN соединения и т.п. - начто я собственно последнее время и делаю упор. Более того, поскольку компьютерная инфраструктура часто стандартизированное решение, читается оно проще лучше и понятнее.

Другое дело:
Цитировать
Принципы построения КИС.
вот здесь мне, кажется, то что нужно студентам знать в первую голову. Понятно, что все сотсавляющие КИС взаимосвязанны, но оборудование скорее ограничение, чем фактор формирование ИТ и ИС.

Цитировать
Сюда я бы свалил обзор систем по назначению. КИС всегда строится на какой-то преобладающей парадигме: ERP, PDM, CRM, docflow, система поддержки управления проектами и т.д. и т.п.

Свалить-то можно, но что, как сказать, более приоритетно, а что нет.
Ты предлагаешь рассмотреть разные парадигмы. А разве эти части не есть части общей корпоративной инф. системы? Даже если нет, что я могу рассказать по всем этим ERP, docflow, CRM, SCM и прочая. Так пробежаться по верхушкам: курс-то небольшой относительно. При этом, рассказывая, о ERP приходится давать понятие планирования и как это делается, включая и бюджетирование. Рассказывая об автоматизации управления, необходимо затрагивать вопросы моделей такого управления и связь его с информационными архитектурами. Т.е. курс получается не маленький. По своей сути интегрирующий знания, полученные ранее.
Кроме того любая теория должна подкрепляться практикой. Пока на практике народ, просто используя два моих больших примера, учится проектировать в 1С. Мера в определенной степени вынужденная - 2 семестр года, по ПИС у ребят курсовой и достаточно солидный, одновременно нужно делать квалификационную работу бакалавра, тут же еще маячит госэкзамен. Ну и я понимаете влезу со своим супер проектом КИС.

Вообщем в свете сказаного, что нужно-то студенту знать по данному пердмету, как его читать и выстраивать.



Вообще конечно надо было бы начать с того, какая это специальность, какой курс, какие дисциплины ими уже освоены и т.д.

Но ладно, попробую написать взгляд со стороны.

Во-первых, всякая инфраструктура должна быть выкинута в отдельный курс - совсмещать в одном курсе CSRP и FDDI мне кажется нецелесообразно.

Во-вторых, неизвестны цели изучения КИС:
1) уметь разрабатывать
2) уметь выбирать
3) уметь внедрять
4) уметь пользоваться
?
Надо чётко остановиться на чём-то.

В-третьих, мне кажется, самое важное в КИС - это автоматизация некоторой деятельности. И про то, как КИС выбираются и как внедряются, имеет смысл рассказывать только после того, как у студентов будет знание о том, как работают современные компании. Я не верю, что всё это можно запихнуть в 4 часа:
Цитировать
Модели основных функций организационно–технического управления (2 часа)
Структура корпораций и предприятий. Понятие организационной структуры и ее основные характеристики. Виды организационных структур. (2 часа)
Про процессы и проекты можно рассказывать очень долго. Опять же документооборот, финансовый и бухгалтерский учёт, кадровый учёт, управление цепочками поставок, управление взаимоотношениями с клиентами - как концепции и как организационные модели - безо всяких ИС даже!

Я в прошлом году собирался читать такой курс, вот что у меня было в плане:

* описание современного предприятия как открытой системы
* выделение и рассмотрение типовых и специфических бизнес-процессов и задач
* цели и риски автоматизации
* свойства ИС
* классификация ИС по предметной области, распространённости, отношению к БП предприятия, уровню предприятия и прочим параметрам
* KPI, оценка целесообразности и эффективности разработки/внедрения системы
* каноническое проектирование
* типовое проектирование
* конфигурирование
* частные методики вендоров
* основные системы на рынке, использование их демо-версий и открытых кис для проведения практических занятий
* построение процессов разработки, внедрения и сопровождения
* рыночные игроки
* тенденции
* особенности интеграции



Окей.
Специальность 230201. Информационные системы и технологии. Направление 230200 Информационные системы.

Там есть ссылка на программу. Однако некоторые моменты выдам здесь.

Я перечислю предметы, которые студенты уже прошли.
Нужно учесть, что КИС читается на 4 курсе, т.е. конечном курсе по бакалавриату (пока 2-ой только год).
Предметы, относящиеся к делу.
Информатика, Технология программирования, Компьютерная графика (1 курс)
Информационные технологии, Операционные системы, Архитерктура ЭВМ и сети (2 курс)
Теория информационных систем, Управления данными, Моделирование систем, Функциональные математические модели, Технология объектного программирования, Объектно-ориентированный анализ, Надежность ИС, Экономика (3 курс)
Информационные сети, Представление знаний, Интеллектуальные ИС, Безопасность и защита информации, Администрирование ИС + Социология и психология управления (4 курс 1 семестр)
Информационныей менеджмент, КИС, Проектирование ИС (+курсовая) + бакалаврская квалификационная работа ( 4 курс 2 семестр)

Исходя их ГОС я в рабочей программе пишу:
Целями преподавания данной дисциплины является ознакомление с принципами работы корпоративных информационных систем, изучение их программной структуры, принципов межсетевого взаимодействия, выбор их аппаратно-программной платформы.

Предполагается что студент будет:
-Знать принципы построения корпоративных информационных систем, их программную структуру, протоколы и службы, информационные базы данных, современные методы и средства разработки таких систем;
 
-уметь использовать методы моделирования при выборе структуры  корпоративных информационных систем,  методы и средства информационных и телекоммуникационных технологий;
 
-иметь опыт проектирования таких систем, выбора архитектуры и комплексирования аппаратных и программных средств.

Т.е. это то, что мне рекомендует ГОС. But it is impossible!!
Цитировать
Во-первых, всякая инфраструктура должна быть выкинута в отдельный курс - совмещать в одном курсе CSRP и FDDI мне кажется нецелесообразно.
Абсолютно с тобой согласен. При подготовке к лекциям я использовал книгу Кульгина Корпоративные сети. Толстенная книга издательства "Питер", частично устаревшая, но довольно интересная и актуальная. Это я к тому, что бы передать знания этой книги, может быть даже одного курса мало. Потому в угоду ГОС пробегаю по верхушкам, практически не углубляясь в оборудование, так только общую классификацию. Но рассказываю о принципах построения сетей: сетевый технологии, шаблоны, типы трафика и другие показатели.

Цитировать
Во-вторых, неизвестны цели изучения КИС:
По-моему цели предложены ГОС. Лично мне трудно определить, что должне знать студент по окончанию курса. Коллеги из софтверной компании требуют, чтобы у них были знания о бухучете, цикле управления, приницпах планирования и бюджетирования. Мотивировка: зачем мне специалист по ИТ, если он не знает азбуки экономики, азбуки управления и бухучета! Однако - неужели я все должен дать это студентам? But it's impossible!!

Цитировать
Я не верю, что всё это можно запихнуть в 4 часа:
Правильно не веришь. Ибо это просто рабочая программа для атестационной комиссии.
На самом деле чтение идет несколько иначе.
Структуру корпораций и предприятий вообще не читаю - искал, нашел много чего, но ничего конкретного. Единственно, что когда писал курсовую твоему протеже, нашел интереснейший материал...

Цитировать
Про процессы и проекты можно рассказывать очень долго. Опять же документооборот, финансовый и бухгалтерский учёт, кадровый учёт, управление цепочками поставок, управление взаимоотношениями с клиентами - как концепции и как организационные модели - безо всяких ИС даже!
ИМЕННО!!!

Цитировать
* описание современного предприятия как открытой системы
Понятно. Но хотелось бы посмотреть план лекции, чтобы понять полностью, что ты сюда вкладываешь и какие акценты расставляешь

Цитировать
* выделение и рассмотрение типовых и специфических бизнес-процессов и задач
Да тоже пришел к этому выводу. Возможно возьму за сонову часть курсов с intuit.ru В частности проектирование ИС, Архитектура предприятий и некоторые другие.

Цитировать
* цели и риски автоматизации
Это я описываю и рассказываю на лекциях.

Цитировать
* свойства ИС
Каких ИС? Какие свойства в данном случае нужно рассматривать. Имеет ли смысл ставить знак тождества между КИС и ИС?

Цитировать
* классификация ИС по предметной области, распространённости, отношению к БП предприятия, уровню предприятия и прочим параметрам
Этого не было, скажу честно. Хотя в качестве рефератов раздавались темы похожего направления, а потом на лекциях ребята выступали с небольшими презентациями. Получалось в общем не плохо. Но хотелось бы понять что ты вкладываешь с такую квалификацию, а лучше если приведешь такую классификацию

Цитировать
* KPI, оценка целесообразности и эффективности разработки/внедрения системы
Здесь поподробнее и если можно с сслыками
Цитировать
* каноническое проектирование
* типовое проектирование
Это читаю правда не в том виде, как это описано в известном тебе курсе. Курс появился позже, чем я начал читать КИС. К тому же в этом году у меня произошел пропукс из-за смены учебных планов.

Цитировать
* конфигурирование
- что имеется здесь в виду?
Цитировать
* частные методики вендоров
Что именно, какие. Пожалуйста, примеры
Цитировать
* основные системы на рынке, использование их демо-версий и открытых кис для проведения практических занятий
Делаю краткий обзор. Однако организовать практические, знакомя с разными системами - дело совершенно неперспективное. Всего 14 занятий, из них очень часто 1-2 занятий пропадает из-за переносов, последнее занятие нужно оставить на зачеты. Рассматривать за такой короткий срок несколько КИС - считаю бесмысленным и бесперспективным. Пытались ввести местную КИС Восточный экспресс - оказалось сложно, пытался внедрить Галактику, 1С, ТБ Корпорация. Прижилась 1С: причины востребованность, удобство работы (разработка конфигурации), получение учебных копий и обновление. С остальными  такой геморрой. Например Галактика слупила с нас 1000 р за диск с демо-версией!! Кроме того, это обязывает меня как преподавателя изучить - и не поверхностно все эти системы! Причем мои знания мгновенно устаревают, если версия не обновляется, а обновление слишком сложный процесс... Жду возражений :)

Цитировать
* построение процессов разработки, внедрения и сопровождения
Что это означает - построение процессов разработки. Рассказывать какие процессы есть ? RUP, XP и т.п. И ты считаешь, что можно серьезно это втиснуть в 35 часов? Или ты имеешь совсем другое в виду?

Цитировать
* рыночные игроки
- ну это дается
Цитировать
* тенденции
- с этим сложнее, но коче-что есть
Цитировать
* особенности интеграции
И каковы они?



Скоро скоро новый год.

Ой об чем это я, не подумайте,ч то сошел в ума. Новый учебный год не за горами.
Кстати не забудьте, коллеги, поздравить учителя :)

Новый год - новые заботы. Новые задумки и новые способы из реализации.

К сожалению особой дискуссии по топику не произошло, но мнения были высказы. Спасибо Денису. Правда хотелось бы конкретики и МЯСА. предложен был только скелет.

Но умному достаточно! Неужели я такой нескромный? Да нет, конечно, что я так. Чем больше знаешь, тем меньше понимаешь?

Ну да ладно ближе к делу.

Итак, следуя мудрым советом достопочтимого Майевтика, нужно определиться с целью курса. Хотя заметьте, уже проблемка. Ну какая может быть у курса цель? У курса может быть назначение, задача. Цель как мы помним может быть только у одушевленного субъекта.
Цель может быть моя. Либо цель персонифицированная через меня, но являющаяся по существу целью общества.

Денис предложил:
Цитировать
1) уметь разрабатывать
2) уметь выбирать
3) уметь внедрять
4) уметь пользоваться
?
Надо чётко остановиться на чём-то.

Проанализируем. Мы же все тут любим анализировать. Is not it?
1. уметь разрабатывать
достойная задача, но что она означает, что значит уметь разрабатывать КИС? У ребятишек опыта с гулькин нос. Однако именно так я и делаю вероятно. Правда разрабатывается не КИС, а некая ее частичка, некая экономическая задачка, где присутствует бизнес-процесс, исполнители, ресурсы, продукт. Пока оказалось проще всего дать в руки инструмент, называемый 1с, и предложить ребятам сделать что-то по аналогии. Хотя, конечно, нужно бы как-то организовать все это помасштабнее. Только вот время! Мало его. Лучшая практика была бы тут командная игра: некий проект, подготовка, быстрое прототипирование, обсуждение. Мне самому это интересно но и тяжело, нужна помощь. Помощь в подходе, постановке задачи, разделения по ролям, контроль исполнения, грамотное оценивание и поощрение выдающихся. Так же нужна помощь ЗАЛА. Предлагайте предложения!

2. уметь выбирать - задача исследовательская скорее. И главное ближе по духу ко всем пройденным дисциплинам. Волей случая, летом помогал одному товарищу сделать консалтинговый проект. По крайней мере понял в какую сторону править и как это может выглядеть. Но взять раздать около 28 задач и попросить сделать их нечто вроде курсового проекта, а потом все это прочитать, оценить. Нет, нет, нет - лучше растрел на месте!
Или что Денис ты имел тут в виду? Может есть другие решения, может тоже разделить на группы, внутри группы раздать задания. Это проще, заданий можно сделать 3-4. Публичные выступления, дебаты, прения?

3. уметь внедрять - ну в теории прочитать это наверное можно если постараться, а как это обыграть практически? Какие тут вопросы можно осветить? Да наверное внедрение есть результат и выбора, одно как бы другому не мешает. Взять и объединить 2 и 3? Уметь выбирать и внедрять?

4. уметь пользоваться - нет это не нам. Вернее проектирую нечто в чем-то, наверное можно понять и как этим пользоваться. Но умение пользоваться - это у нас экономистам читают. Тут ведь надо понимать всякие там бухучеты и прочие премудрости. Это конечно проще, есть книги, да и забот как то меньше. Дал задачу - пусть каждый сделает предприятие, смоделирует его работу , составит отчетность. Но в этом я не копенгаген. Да и студенты тож

Итак что остается
- либо уметь разрабатывать,я бы сказал так - уметь проектировать и программировать в некоторой выбранной КИС - ну с практической точки зрения 1с рулит - в городе покамест пользуется бешенным спросом. Все рулят на 1с, приглашаются программеры по 1с - вроде самое то, the best! Только моя душа поэта ну не любит такого, хотя и приходится мирится. Из трех зол выбираю самое большее, что бы мне поменьше трудится, да и студентов пожалеть. Ну свалилось на них и курсовой проект, и бакалаврская работа, и гос экзамен, да еще и учится сокращенно до марта. Жалко мне их. Такой предмет нужно делать на 5 как обобщающе завершающий, а сделали на 4 второй семестр. (правда и на 5 - а в этом году - так сложилось - буду читать именно на 5 - тоже жизнь медом не покажется, ИТ предметов море, словно ГОС вдруг вспомнил чему обучает и навтыкал всего того, что забыл распределить между 1 и 4 курсом + курсовой проект по специальности, опять ребятушек жалко)

- либо уметь выбирать и внедрять - тут можно сделать в виде рефератов, но что на практике то делать? Баклуши же будут бить, а к концу семестра начнут лабуду нести и меня дурью пичкать настолько, что я за лето оклематься не успею, даже если буду ездить на огород каждый день и самозабвенно копать, сажать, полоть, поливать, подкармливать, собирать, подрезать, сжигать...

Вообщем вот, жду предложений по организации практики.
Было от коллег - ИТ-шников предложение использовать для этих целей Sugar CRM и еще одну штуку, которую BAS нахваливал на C (читать Ц) называется..



Чтобы понять, что читать в этом курсе я предлагаю ответить на вопрос% чем КИС отличается от ИС.
Понимаешь, Сергей, в литературе нет ответа на этот вопрос. Он лишь витает в воздухе. Я бы лично, исходя из собственного опыта и представления, сказал бы следующее:
1. масштабностью
2. многофункциональностью
3. наличием большого количества разнородных связей
4. робастностью
5. открытостью

Т.е. ИС скорее воспринимается как система, имеющая достаотчно четкое назначение и задачу. ИС специфична, ИС отделяема, ИС самодостаточна в какой-то степени, ИС тиражируема

Напротив КИС - сверхспецифична, КИС - неразделяема (иначе уже не КИС), КИС - достаточно плохо тиражируема.  Так же нужно учесть, что КИС - это не инструмент управления, КИС - это сама система управления.

Если будет интересно я опубликую выдержки своих лекций по поводу общих представлений о КИС, а мы можем подискутировать

Цитировать
Чтобы не утонуть в материале предлагаю все рассматривать на концептуальном уровне. А на практику можно взять написание концепции КИС и стратегии ее внередния.
Насчет утонуть, тут можно быть спокойным - я все-таки не первый год читаю:-)
Примерный план моих лекций таков:
Это правда только 1 часть,
Введение   2

Глава 1.   Основы управления   7
1.1.   Общие положения   7
1.1.1.   Аксиомы теории управления   8
1.1.2.   Принцип необходимого разнообразия Эшби   10
1.2.   Модели основных функций организационно–технического управления   13
1.2.1.   Содержательное описание функций управления   14
1.2.2.   Модель общей задачи принятия решений   19
1.2.3.   Модель функций контроля   22
1.2.4.   Методы прогнозирования   28
1.2.5.   Модель функций планирования   38
1.2.6.   Модели функции оперативного управления   42

Глава 2.   Организационная структура систем с управлением   47
2.1.   Понятие структуры системы   47
2.2.   Понятие организационной структуры и ее основные характеристики   49
2.3.   Виды организационных структур   52

Глава 3.   Основные понятия   59
3.1.   Факторы, влияющие на развитие корпоративных информационных систем   59
3.1.1.   Развитие методик управления предприятием   59
3.1.2.   Развитие общих возможностей и производительности компьютерных систем   59
3.1.3.   Развитие подходов к технической и программной реализации элементов информационных систем   59
3.2.   Основные составляющие корпоративных информационных систем   60
3.3.   Соотношение между составляющими информационной системы   61
3.4.   Типовой состав функциональных подсистем корпоративной информационной системы   62
3.5.   Классификация корпоративных информационных систем   65
3.5.1.   Финансово-управленческие системы   65
3.5.2.   Производственные системы   66


Тут в структурированном виде отсутствует пока проектирование КИС (типовой и заказной проекты), есть мысли переделать курс исходя из курса на ИНТУИТЕ (проектирование ИС, Архитектура Предприятий и т.п.)

Во второй части, которую я в большей степени отдают на сам работу в виде рефератов, описываются программное обеспечение КИС, инфраструктура КИС, сетевые технологии и т.п.
Как писал Денис - ну это в баню, я с ним согласен, но стандарт есть стандарт, я вынужден хотя бы для отвода глаз в программе это предусматривать

Далее Практика: две задачи - простой склад и простая бухгалтерия.
Задачи имеют слой проектирования - т.е. студентам предлагается описать (сделать реинжиниринг) процесса (чисто формально конечно) т ознакомится с приницпами конфигурирования в 1С.



Я отвечу в своем духе... Вероятно, не до конца понятна постановка проблемы.
Что ты хочешь спросить: что будет полезно судентам знать о КИС или что-то еще?

Ты как всегда прав, именно, что будет полезно.
Исходя из полезности и актуальности на нашем (ивановском) рынке на практике даю 1С конфигуррование, вернее разработка некоторых экономических задач с хорошо очерченными границами.
В прошлом году даже закупили 20 лицензий на учебную версию 1с 8.0. Впечатление - сильно стала смахивать на аксесс.

Исходя из полезности треть курса формируется студентами: т.е. даю набор тем - студенты готовят презентации, которые мы слушаем на лекциях и обсуждаем. При этом рассматриваем примеры КИС: западные и российские, а также отдельные функциональные направления. Так же рассматриваем технико-аппартные и обще платформенные вопросы: СКС, оборудование, ОС, ПО, администрирование и т.п.

В течение прошедшего полугодия поисков и обсуждений можно выделить такие направления:

КИС - как корпоративная сеть: корпоративная инфраструктура и ПО управления ею. Именно такой подход навязывается ГОС, по которому мы занимаемся. Лично мне это направление не нравится по нескольким причинам:
ничего особо нового поскольку приницпы построение информационных сетей рассматривается в этом же 4 курсе, но в первом семестре в рамках дисциплины Информационные сети, а вопросы управления и администирования также рассматриваются в 1 семетсре в аналогичном курсе Администирование ИС
упор на техническую и общую составляющую
не понятно, что в этом случае выносить на практику

КИС - как информационная технология управления. Это направление наиболее развитое и существует множество учебников с названием типа Автоматизированные ИТ в... Однако они главным образом рассчитаны на экономические специальности и включают много сопутствующего материала.
Чем такое направление импонирует:
в названии специальности есть слова информационные технологии, вроде самое-то
много литературы

КИС с точки зрения проектирования - но одновременно с КИС идет курс проектирование ИС, если честно не совсем понимаю в чем может быть разница, разве что типовое проектирование или проектирование как выбор из готовых решений, интеграция этих решений и т.п.

КИС с точки зрения использования - здесь совершенно не понимаю что имеет смысл читать в этом случае. В принципе как видно из разных курсов разбросанных в инете - такое направление популярно, если выбирается одна из КИС или решений для предприятий и просто рассказывается как оно там все устроено, как работать, как настраивать, как внедрять, как модифицировать, как управлять. В этом контексте вроде проще всего, но требуется глубокие знания в какой-то кис.
Пробывал работать с Галактикой, но не очень удачно.
Пробывал работать с локалным решением Восточный экспресс - система еще не на том уровне распространенности и документирования
Наконец 1С, его использую в практике, но на лекциях ничего не даю, на самостоятельное обучение отношу.



Некоторые ресурсы, найденные мною в сети и посвщенные проблемам КИС.

Ресурс корпоративный сайт, корпоративный портал и корпоративные системы
http://www.corpsite.ru/Encyclopedia/CorpSys/KIS3.aspx

Авторский курс, посвященный вопросам, связанным с КИС.
http://www.kgau.ru/istiki/isu/bi02.html

Интересная авторская статья по поводу того, а что такое корпоративная? информационная? система?
http://www.osp.ru/cw/1996/08/10543/

Кроме того многое можно подчерпнуть на wikipedia под аббревиатурой ERP, MRP и т.п.
Например, http://ru.wikipedia.org/wiki/MRP



Уважаемые коллеги!

Вы уж меня простите за назойливость, но другого выхода у меня нет. Начиная с 2002 года, когда я начал преподавать различные ИТ предметы, вплоть до 2006 года я находился в некотором информационном вакууме. Да я мог найти некоторую информацию в интернете, однако обсудить ее, получить обратную связь, поспорить, подискутировать практически было не с кем.

В течение периода существования этого форума я получил многое от общения и обсуждения различных вопросв и проблем. Так получилось, что в прошлом году тема Корпоративные ИС не была для меня актуальна. Сейчас время пришло.

Конечно можно было бы плюнуть на все это и читать то, что придумалось, что рекомендуется ГОСТ без осмысления и интеграции в общий процесс обучения. Но я так не могу. Потому раз за разом обращаюсь к вам за помощью.

Я понимаю, что получить полный и точный ответ вряд ли возможно, но в ходе дискуссии можно определить важные вопросы и направления.

Напомню, курс односеместровый.
К началу курса изучены такие вопросы как:
Информационные технологии (2 курс), Теоретические основы информационных систем (3 курс), Технология объектного программирования (3-4 курс), Управление данными(проектирование БД) (3 курс), Надежность ИС(3 курс), Методы и средства защиты информации (4 курс), Администрирование ИС (4 курс), Сети Эвм и телекоммуникаций (4 курс) - Программы можно посмотреть здесь:.

Совместно с курсом идет: Проектирование информационных систем, Интеллектуальные информационные системы и что-то связанное с маркетингом и менеджментом.

Теперь подумаем в каком направлении двигаться:
1. КИС разработчики - наверное достаточно большое направление, которое по идее может разделиться на поднаправления:
a/ информационные хранилища, администрирование баз данных и все что связанно с организацией хранения и управления корпоративными данными
б/ вопросы проектирования КИС
в/ что-то еще...
Направление пересекается в какой-то степени с курсом проектирование ИС, что не очень хорошо. К тому же это не семетровый курс, а на это направлен может быть весь процесс обучения. Так что разработка скорее всего не катит...

2. Внедрение КИС - вероятно то, что предложил Денис в начале этой темы. Мне, кажется, в этом направлении следует двигаться. Тогда просьба помочь с детальной структурой курса: основные темы или разделы, декомпозиция разделов вплоть до конкретных вопросов рассмотрения. Какие есть предложения?



Я вообще с трудом представлю что бы можно было прочитать в КИС, отдельное от всего. На самом деле проектирование КИС ничем не будет отличаться по сути от проектирования другого ПО, во всяком случае в рамках семестра. Разработка КИС? Да по сути тоже самое.

Что пришло на ум:
1. Организация большого хранения
* OLAP, тут много всего можно наговорить
* OLTP
* гибриды
2. BI
* Data minning
* ETL
* ....
3. Внедрение
* Выявление нужд
* Формирование Видения
* Проблемы внедрения
* ...
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Саша, спасибо за ответ.

Мне, кажется, я все-таки определился с направлением.

Разработка по сути и есть составляющая всей специализации и равна сумме всех навыков и умений полученных в течение срока обучения. Выделять тут какие-то особенности не вижу смысла. Потому веротяно собственно разработку отметаем, а какие-то особенности можно отразить в 1-2 лекциях. На практике я пока использую 1С:8.0 проектирование и реализация. Одна задача на реализацию, где студенты знакомяться с особенностями использования 1с, другая более самостоятельная работа, гед нужно спроектировать и реализовать небольшую задачу

Другой подход, который ты предлагаешь - суть информационные технологии бизнеса. Т.е. здесь можно выстроить курс вокруг следующей концепции - структура бизнес-процессов, функций и потребностей - технологии их обеспечивающие с описанием этих самых технологий, методов и инструментов реализации, достоинст и недостатков

Третий - внедренческий, который как я полагаю предложен Денисом. Примерная структура уже была, но напомню:
* описание современного предприятия как открытой системы
* выделение и рассмотрение типовых и специфических бизнес-процессов и задач
* цели и риски автоматизации
* свойства ИС
* классификация ИС по предметной области, распространённости, отношению к БП предприятия, уровню предприятия и прочим параметрам
* KPI, оценка целесообразности и эффективности разработки/внедрения системы
* каноническое проектирование
* типовое проектирование
* конфигурирование
* частные методики вендоров
* основные системы на рынке, использование их демо-версий и открытых кис для проведения практических занятий
* построение процессов разработки, внедрения и сопровождения
* рыночные игроки
* тенденции
* особенности интеграции

Можно взять структуру за основу и обсудить моменты, детализировать или укрупнить их
Скажем вот тот уровень
* описание современного предприятия как открытой системы
* выделение и рассмотрение типовых и специфических бизнес-процессов и задач
если бы кто-то дал какие-то ссылки или ключевые моменты по этим вопросам, был бы очень признателен

* KPI, оценка целесообразности и эффективности разработки/внедрения системы
для меня этот материал мало известен и понятен, прошу помощи в его наполнении

* конфигурирование
что подразумевает в данном случае Денис - спрашиваем у Дениса!

* построение процессов разработки, внедрения и сопровождения
несовсем понимаю, что в этом ключе рассматривать



Буду накапливать некоторую информацию.

Летом проводя некоторое исследования в области построения и внедрения КИС в торговле, натолкнуся на ряд любопытных статей.
Одна из них вот:
Системная интеграция - корпоративная информационная система предприятий розничной торговли

Некоторые полезные ссылки. Копроративные системы



Эй! сильные духом, переполненные знаниями, умудренные опытом, ау, where are you?

Нужен полноценный help, дискуссия, критика, одобрение



Добрый день!
Заглянула на сайт, чтоб вдохновиться. Надо на следующих выходных лекции по читать для экономистов с предприятий, которые приедут в наш вуз МГУТУ (теперь имени Разумовского) Давно ничего не читала. Все время съела работа.Материалов-горы. Прикрепляю статью, она еще актуальна, там некие тенденции описаны использования мат моделей в КИС. (Основано на реальных событиях и данных).




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19