Семестр завершился и можно подвести итоги моего небольшого эксперимента. Извлечь из него уроки и сделать новый эксперимент, а возможно, технологию обучения.
Итак, как все было в двух словах.
Дисциплина имела 200 аудиторных часов: лекции, лабораторные и практические.
Я все объединил в одном перманентном процессе, т.е. лекции были только в особых случаях, в основном были практические занятия.
Дабы теория училась, студентам было предложено пройти два курса на Intuit.ru, где сдать тестирование и экзамен. Что ими и было сделано. Также народу было предложено 3 контрольные работы (чтобы проверить усвоение некоторого материала и как дань традициям учебного процесса).
Ну и отдельным блоком был общий проект описанный ниже (или выше - это у какого как настроено отображение тем).
Из группы были выделены: аналитики, архитекторы-проектировщики, программисты, тестеры, руководитель проекта, ответственные по направлениям.
Я играл роль заказчика и куратора проекта. Наверное еще погонялы.
В прошлую пятницу (25 декабря) состоялась презентация проекта.
Начал руководитель проекта. Хорошо и обстоятельно рассказал, что за проект, какие проблемы и цели, что нужно делать, как распределили обязанности. Затем выступили аналитики с аналитической моделью. Проектировщики промолчали - более того были удивлены, что им что-то нужно представлять. Мол мы представим продукт.
Затем выступили дизайнеры , предоставив дизайн и почему именно такой дизайн ими придуман.
Программисты рассказывали и показывали то, что они сотворили с этим дизайном и во что воплотилась аналитическая модель.
В результате было продемонстрировано менее 15% функциональности.
Далее выступили тестеры, которые предложили модель тестирования, а также результаты проверки: соответствие требованиям и другие проверки.
Я как заказчик остался недовольным и сказал: граждане разработчики, но мне это не нужно, мне нужен продукт, а его я не вижу. Я не могу его начать эксплуатировать, т.к. не реализовано главное - прием заказа в соответствии с требованиями. Не говоря уж об управлении заказа, планировании заказов и т.п.
Спросил почему?
Программисты стали оправдываться, что они не успели. Нас должно быть 5, работали 2. Я спросил, но ведь 2 - это 40%, но никак не 15%.
Программисты стали опять оправдываться, мол мы работали же на одном компьютере. Я сказал, что меня как заказчика это не волнует, как вы организовали работу - это ваши профнавыки, не мои (хотя я им не однократно говорил, что стиль их работы имеет большие риски по созданию, очень нерационально тратится время). В ответ мне сказали, что вот если бы нам платили деньги было бы все иначе.
Я спросил - а освобождение от экзамена всей группы о итогам проекта - это нормальный стимул и мотивация? (об этом я сказал еще в самом начале проекта) Все сказали - да!
Окей, сказал я - если так, то все идут на экзамен, поскольку проект полностью провален. Кто в этом виноват? Аналитик работали, программисты работали, тестеры работали, дизайнеры работали - в чем же дело? Можно ли сказать, что команда не была заинтересована в конечном результате, был только интерес сделать часть своей работы?
Ну что ж - нет проекта - нет освобождения! Все идут сдавать экзамен. ...Правда решили так, если к 30 декабря проект все-таки будет доделан, до приемлемого уровня, то зачтем автоматом. Жду...
Профессионалы посоветовали сделать в будущем немного не так:
1. разбить проект на 3-4 контрольные точки
2. Последнюю точку отвести под анализ либо провала, либо проблем с которыми во время исполнения проекта столкнулись
3. экзамен оставить как потенциальную морковку
Есть предложения и замечания?