Компетенция Системного Аналитика. Окончание.
Продолжим писать про Компетенцию Системного Аналитика. Начало можно увидеть здесь (я немного изменил картинку в предыдущем посте).
Первая область знаний — «Навыки и техники анализа». Возможно я пересмотрю чуть позже название данной области.
К данной области я бы отнес следующие техники:
- Выявления требований. Цель — получить максимум информации о Системе и её окружении.
- Анализа требований. Цель — получить хорошие требования к Системе из накопленной информации.
- Документирования требований. Цель — получить понятное и однозначное для всех ЗЛ представление требований.
- Проверки требований. Цель — улучшить требования к Системе, полученные выше.
Подробнее про данные техники написано не мало книг, статей и сводов знаний.
Многие техники на столько универсальны, что их можно (нужно) применять не только на разных стадиях работы с требованиями, но и в других областях. Например, Диаграммы могут быть как средством документирования, так и средством проверки текстового описания требований. А техника 5 Почему может применяться многими специалистами, как в ИТ, так из за их пределами.
Вторая область знаний — «Знание Бизнеса».
Да, без знания Бизнеса заказчика далеко не уедешь. Чем ты его лучше знаешь, тем быстрее и лучше будет результат. Поэтому, к сожалению, во многих компаниях сложился стереотип, что Аналитик — этот то человек, который знает хорошо предметку и может писать сочинения.
Мое же мнение, что Аналитик, обладая хорошими «Навыками и техниками анализа», может более эффективно работать, чем Аналитик знающий только Бизнес. Скорее даже мое мнение, что Аналитик должен понимать Бизнес, но может не быть в нем экспертом, для выяснения всей необходимой информации есть бизнес-заказчики, которым нужна разрабатываемая Система.
Аналитик, который знает только Бизнес ограничен работой только в одной организации, т.к. придя в другую он уже не сможет в полном объеме понять проблемы и цели на новом предприятии. Особенно это касается наших предприятиях, т.к. у нас везде бизнес уникален.
Знание Бизнеса также гарантирует, что Аналитик говорит с Заказчиком на одном (его) языке. В частности, по этому первым делом я пишу Глоссарий бизнес терминов, который в последствии становится основой для моделирования Бизнес Объектов.
Остается вопрос — как этому учиться? И можно ли этой области знаний научить в институте? Как говориться — практика лучшая учеба, но никто не отменял книжки по бух учету или курс в ВУЗе по экономике. Этому тоже можно учиться и учить!
Третья область — «Знание технологий».
Часто забывают, что Аналитик должен обладать и знаниями технологий, на основе которых разрабатывается Система. Что тут имеется в виду под технологией — язык программирования, СУБД, ОС, Сервер приложения, внедряемая система (1С, SAP, OeBS, …) и т.д.
Опять же в данной области Аналитик не должен быть экспертом, для этого есть Архитекторы и Программисты. Но, если он совсем не может сказать в чем разница между двухзвенной и многозвенной технологиями, то не просто будет разговаривать с теми же разработчиками или помогать Бизнесу найти наилучшее технологическое решение для его требований. Также, не зная, как можно сконфигурировать отчет в SAP Business Objects, можно написать такие требования, что диву даешься.
Давайте сюда же отнесем и знание Систем, с помощью которых Аналитик моделирует или управляет требованиями. Хотя отнесение этого в данную область м.б. спорно.
Отвечу здесь на вопрос Эда — «Следует ли системному аналитику владеть навыками программирования. Если да то в каком объеме?». ИМХО Аналитику очень неплохо владеть навыками программирования. Мне кажется, что знаний, дающихся в ВУЗе на ИТ специальности вполне должно хватить. Мне, например, иногда помогают такие знания в исполнении даже непосредственных обязанностей — написать запросик к БД или макрос для экселя. И уж точно мне по ушам разработчики не будут ездить, что это сделать невозможно 🙂
Четвертая область — «Навыки межличностного общения и профессионализм».
Начнем с навыков межличностного общения. Вот тут-то и начинается самое интересное. Этому нас нигде и никто не учит! Хотя, зная простые психологические приемы, можно намного эффективнее взаимодействовать. Например, зная, что совещание становится не эффективным после 2 часов общения, можно сэкономить массу времени.
Что касается профессионализма, так этим должен обладать любой хороший специалист. Что это значит: работа на результат, работа в команде, умение брать ответственность на себя, управление своим временем, хорошая обучаемость, саморазвитие и т.д.
Опять же данная область знаний и навыков относится не только к Аналитику, но и к другим специалистам (ИТ и не не только).
Пятая область — «Управление».
До этого были перечислены области знаний и навыков, которыми должен обладать хороший Аналитик. Если же мы говорим о начальниках групп Аналитиков или Аналитического отдела, то к области знаний сразу добвляется еще и «Управление». Что это такое:
- Управление изменениям требований
- Планирование работы с требованиями
- Построение процесса работы с требованиями
- Управление командой
По данной области очень мало материала, поэтому я надеюсь, что будет видео с ЛАФ 2010, на котором Илья Корнипаев как раз расскажет про это.
Вкратце наверное все. Буду рад любым замечаниям или дополнениям.
См. также: